четверг, 15 декабря 2011 г.

ИСЛАМИЗАЦИЯ ТАИЛАНДА


В конце мая завершилась одна из самых крупных армейских спецопераций, проводимой Королевской армией Таиланда против вооруженной оппозиции. В результате в центре Бангкока погибло 82 человека и 1800 получили ранения различной степени тяжести. Сторонникам оппозиции не удалось заставить нынешнего премьер-министра А. Ветчачиву подать в отставку и привести к власти отставного опального премьера Т. Чинавата. В одном из своих телевизионных обращений к нации нынешний премьер заявил, что мир и спокойствие в Таиланде будут восстановлены в кратчайшие сроки. Однако эксперты высказывают сомнения в способности Ветчичавы распутать клубок внутриполитических проблем.

ПРОВИНЦИЯ НЕСПОКОЙСТВИЯ

Расположенную на границе буддийского Таиланда и мусульманской Малайзии, провинцию Патани справедливо можно назвать очагом внутренней напряженности Королевства. Некогда бывшая коммерческим, культурным и религиозным центром (некоторые историки называют провинцию колыбелью Ислама в Юго-Восточной Азии), провинция Патани в конце 19 века была аннексирована королевством Сиам. Практически с этого времени мусульманское население Патани и еще двух провинций Яла и Наратхиват, а также часть района Сонгкхлы, стало объектом жесткой политики центральных властей Королевства, направленной на ассимиляцию населения этих территорий. Фактически вся история таиландского юга может быть описана как непрекращающаяся повстанческая деятельность мусульманского населения и попытка центральных властей установить контроль в этом районе. В этой связи не удивительно, что в провинциях Юга образовалось сразу четыре сепаратистские группировки, которые действовали и продолжают действовать до сегодняшнего дня под лозунгами малайского национализма в Патани. Это, прежде всего, «Объединенная организация освобождения Патани», которая была образована приверженцами Малайского султаната Патани, «Исламский фронт освобождения Патани», у истоков которого стояли высокообразованные представители местной элиты, «Исламский фронт муджахеддинов Патани», чей костяк составили выходцы из Афганистана, и «Национальный революционный фронт», сторонниками которого являются религиозные лидеры, улемы. Начиная с 60-х годов прошлого века, и вплоть до конца 80-х годов, боевики вышеуказанных группировок вели ожесточенную борьбу с правительственными войсками за самоопределение. По прошествии 20 лет многие вернулись в свои деревни, а некоторые уехали за границу по причине бесперспективности продолжения вооруженной борьбы. Центр объявил о всеобщей амнистии для всех сепаратистов, действующих в провинции Патани. По решению правительства был создан Административный центр Южных провинций, который в своей работе учитывал текущие потребности малайского населения Патани в свете исторической несправедливости. Были достигнуты некоторые успехи в определении контуров будущего сосуществования провинции и королевства.
Казалось, что ситуация в южных районах больше не представляет угрозы для территориальной целостности Таиланда. Однако в начале нынешнего столетия
стало очевидно, что отсутствие столкновений между повстанцами и правительственными войсками вовсе не означает урегулирование ситуации. Именно на стыке тысячелетий ярко проявилась историческая обида жителей провинции, которые продолжают считать свою землю оккупированной Таиландом. Сказалось нежелание центральной власти понять менталитет коренного населения Юга. Даже во время объявленной в 80-х годах всеобщей амнистии, правительство страны не проводило различий между малайскими сепаратистами и представителями коммунистических вооруженных группировок, которые также вели борьбу против официального Бангкока. Руководство наотрез отказывалось вникать в этно-национальную проблему вооруженной борьбы. В итоге политическое руководство страны столкнулось как с новыми боевиками, так и с теми, кто в конце прошлого столетия уехали за границу.
Активная фаза боевых действий на юге страны началась в конце 2001 года. Правительству удавалось умалчивать о состояние дел в мятежном районе до января 2004 года, до того момента, когда повстанцы нанесли сокрушительный удар подразделениям Королевских ВС в провинции Наратхиват, захватив до 400 единиц различного вооружения. После этого ситуация вышла из под контроля официального Бангкока. В населенных пунктах на юге страны каждый день звучали взрывы, правительственные войска попадали в засады.
В свою очередь, армия жестоко расправлялась с коллаборационистами. В ходе стычек с правительственными войсками было убито по приблизительным подсчетам четыре тысячи человек мирного населения. Несмотря на то, что в результате жестких действий со стороны сил безопасности и армейских подразделений ситуацию удалось взять под контроль, стычки между противоборствующими сторонами происходят и по сей день. Большинство аналитиков сходится во мнении, что пока нет ни политических ни экономических возможностей урегулировать ситуацию.
ТЩЕТНЫЕ ПОПЫТКИ
Было бы не правильно сказать, что правительство Таиланда не пыталось хоть как-то разрешить ситуацию на юге страны. Определенные шаги в этом направлении предпринимали практически все премьерминистры.
Придя к власти в 2001 году, Таксин Чинават после одного года в премьерском кресле распустил Административный центр Южных провинций и передал его функции в профильные министерства правительства. Полиция и службы безопасности получили всю полноту власти по контролю ситуации в южных провинциях. Фактически полицейским была выдана «лицензия на убийство», под прикрытием которой они развернули настоящую охоту за представителями оппозиционных движений. Результатом такого бесконтрольного поведения представителей силовых ведомств стала трагедия, имевшая место в населенном пункте Кру Се 28 апреля 2004 года. Тогда в результате преступных действий со стороны правоохранительных органов было убито большое число людей, пришедших на молитву в мечеть. В том же году случилась еще одна трагедия: после ареста мирных демонстрантов (около 100 человек) военные сложили их друг на друга в грузовики со связанными руками и ногами. В результате этого 78 человек задохнулось. Примечательно, что ни в одном случае виновные не были наказаны, а премьер-министр Таксин Чинават не предпринял ничего, чтобы разобраться в случившемся и назначить расследование по факту массовых убийств мирных жителей.
В октябре 2006 года в результате военного переворота премьер-министр Т. Чинават был свергнут. Военное правительство возглавил генерал Сураюд Чуланот. Будучи профессиональным военным, он пошел дальше своего предшественника, учел ошибки предыдущих лет и бесперспективность вооруженной борьбы. В качестве жеста доброй воли он извинился за все преступления против мусульман страны и призвал «перевернуть черную страницу истории между двумя сторонами». Сураюд также обратился за помощью в урегулировании ситуации на юге страны к Малайзии и международным неправительственным организациям. По имеющимся сведениям, Сураюд хотел активно использовать функционеров сепаратистских движений в процессе мирного урегулирования путем активного вовлечения их в политику. Тем самым, он пытался трансформировать боевые организации в политические партии и движения и в конце концов поставить решение урегулирования ситуации в русло закона. Генерал пошел настолько далеко, что в 2007 году во время своего визита в Бахрейн он провел неофициальную встречу с одним из лидеров Объединенной организации освобождения Патани. К сожалению Сураюд не успел довести начатое до логического конца - в 2008 году он передал власть законно избранному премьер-министру. Сменявшие друг друга главы правительств Самак Сундаравеж и Сомчай Уонгсават не смогли продолжить и закрепить начатое генералом Сураюдом мирное урегулирование. Более того, их неграмотные действия вызвали волну протестов, в результате которых оба премьера были смещены с занимаемых постов.
Нынешний премьер-министр Ветчачива Апхисат, пришедший к власти благодаря поддержки со стороны правящей партии, решил возобновить мирный диалог с представителями южных провинций, тем самым продолжив начатое генералом Сураюдом урегулирование проблемы. По его распоряжению был создан руководящий комитет, состоящий из представителей Совета национальной безопасности, задача которого состоит в налаживании диалога с представителями сепаратистских движений. Основной упор в работе вышеупомянутого комитета делается на «ветеранов повстанческого движения», которые должны убедить новое поколение сепаратистов сесть за стол переговоров с центральной властью.
Однако каких-либо существенных результатов пока достичь не удалось. Апхисату пока не может сломить сопротивление сепаратистов. Единственным положительным моментом можно считать арест Сусирака Конгсувана, который, как считают эксперты, стоял за расправой в мечети в провинции Наратхиват. В то же время, подозреваемые в других преступлениях против мирных граждан пока находятся на свободе и принятие мер по их поимке пока не предвидится.
Наблюдатели полагают, что политика «завоевания сердец» путем развития инфраструктуры и повышения уровня образования, которую проводит выпускник Оксфорда Ветчачива Апхисат, может принести свои плоды, но в среднесрочной перспективе, а пока ему предстоит ответить на угрозы со стороны нового поколения сепаратистов.
В конце 80-х годов прошлого века вооруженная борьба сепаратистов с центральной властью пошла на спад. Все больше становился разрыв между «линейными» бойцами и их идейными вдохновителями, которые старались большую часть времени проводить за рубежом и привлекать общественное международное внимание, выступая на различных форумах и конференциях. В основной массе выходцы из крестьянской среды, обычные члены сепаратистских движений все четче стали осознавать бесперспективность вооружен ной борьбы. В результате они вернулись в свои крестьянские хозяйства и стали заниматься земледелием. Однако так продолжалось недолго. Уже через 15 лет на сцену вышли представители нового поколения сепаратистов, которые радикально отличались от тех, кто в 60-е и 80-е гг. совмещали плуг и автомат, а также выступали за национальную идентичность в составе Королевства Таиланд. Нынешние сепаратисты - это воспитанники исламских школ, где преподаватели говорят не только об «обязанности» вести борьбу с центральной властью, но и о «моральном долге» каждого внести свой вклад в освобождение родины от «оккупационного режима» официального Бангкока.
Сегодня все чаще наблюдается некоторое смещение вооруженной борьбы в сторону джихада, пока оно не столь заметно, но эксперты говорят о скором повороте в идеологии сепаратистов. Дэвид Килкунен, один из ведущих экспертов по вопросам борьбы с терроризмом, отмечает, что религиозность приверженцев ислама в южных провинциях Королевства становится символом сопротивления таиландским властям, точно так же, как это происходило на Тиморе, когда католицизм был тем стержнем, вокруг которого объединились борцы против индонезийской оккупации.
Отличительной особенностью сегодняшнего сепаратизма в южных провинциях Таиланда является то обстоятельство, что идеи священной войны, джихада, ложатся на почву нерешенных исторических противоречий. Сторонники религиозной войны получают великолепную возможность набирать в свои ряды бойцов практически из любых семей, живущих в провинциях на границе с Малайзией.
С распадом султаната Патани не пропала идентичность народа, некогда населявшего этот султанат. Как государственное образование Патани может и не существовать, но существует народность, имеющая общий язык, культуру, менталитет, религию. Именно религия ислама выступает здесь как символ продолжения борьбы с «неверными» оккупантами.
 НЕ РАДУЖНЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ
 В период с 2004 по 2009 годы правительство Таиланда выделило 119 миллиардов батов на подавление мятежа и нормализацию обстановки на юге страны. Большая часть этих денег была потрачена непосредственно на проведение специальных операций, а также на оказание помощи для восстановления хозяйственной инфраструктуры провинций. Несмотря на значительные суммы, выделенные правительством на улучшение жизни населения мятежных провинций, кардинально изменить ситуацию так и не удалось. Многочисленные проекты по улучшению жизни местного населения не смогли стереть все накопившиеся исторические противоречия. Эксперты полагают, что чем дольше правительство Таиланда будет затягивать с решением вопроса и поиском новых подходов к урегулированию проблемы Юга, тем труднее противоборствующим сторонам будет сесть за стол переговоров. В этой связи назрела необходимость системного изменения подходов к решению насущной проблемы. Целесообразно, например, предоставить населению южных провинций возможность более широкого участия в решении местных вопросов. Следует признать, что нынешняя проблема уходит корнями глубоко в историю, в частности в историческое противостояние между Таиландом и султанатом Патани. Признавая историческое прошлое, можно будет попытаться прийти к общей позиции по каждому пункту в сложном и комплексном вопросе мирного урегулирования и последующего совместного сосуществования.
Однако, на этом пути много препятствий. В случае признания исторических противоречий будет подорван фундамент, на котором было построено Королевство
Таиланд - нация, религия и монархия. В этой связи большинство населения Королевства не поддержит политику признания исторических противоречий, что в конечном счете сведет на нет усилия нынешнего премьер-министра. События весны 2010 года ярко свидетельствуют о том, что до окончательного решения внутренней проблемы в Королевстве Таиланд еще слишком далеко.




Комментариев нет:

Отправить комментарий