воскресенье, 22 января 2012 г.

Перемена прокладывает путь


«…в конце, вопрос о том, как мы покинем Ирак и что мы там оставим после себя, будет намного важнее того, как мы вошли в эту страну». Р. Крокер, бывший посол США в Багдаде

В сентябре 2010 года Пентагон официально заявил об окончании боевой операции в Ираке, а еще через год президент Б. Обама заявил, что его администрация приняла решение не сохранять военное присутствие в этой стране после 2011 года, и все американские военнослужащие будут выведены из Ирака к концу декабря. По словам официальных представителей Белого дома, решение о выводе войск было принято в результате провала переговоров с иракскими властями о сохранении военного присутствия США в этой стране и иммунитета для военных.
Решение американской администрации не нашло безоговорочной поддержки со стороны некоторых влиятельных международных организаций, представители которых выражают озабоченность дальнейшим развитием ситуации в Ираке после вывода оттуда американских военнослужащих. В частности представитель ООН в Багдаде Эд Мелькерт заявил, что иракские армия и полиция значительно усилились, но в то же время он не смог сказать способны ли они защищать Ирак самостоятельно без иностранной поддержки. Однозначную оценку вывода американских войск из Ирака не могут дать в Лиги арабских государств и в Совете сотрудничества государств Персидского залива, где серьезно опасаются за усиление позиций Ирана и возможной террористической активностью боевиков Аль-Каиды.
Между тем премьер-министр Ирака Нури аль-Малики объявил 31 декабря национальным праздником страны. «Это день Ирака, это праздник всех иракцев, это новый рассвет в Месопотамии. Ваша страна свободна», - заявил он, выступая на церемонии, посвященной выводу из Ирака иностранных войск. Так ли это, покажет время, однако уже сейчас можно определить, с какими проблемами столкнутся иракцы на новом витке развития их страны, а также как может измениться политика региональных государств в отношении Ирака и какую роль могут сыграть региональные акторы в судьбе этого государства.
Внутренние проблемы
Несмотря на долгое присутствие союзнических войск в Ираке, страна по-прежнему переживает внутриполитический кризис. Прошло восемь лет с момента свержения президента С. Хусейна, однако участникам коалиции, и прежде всего США, так и не удалось стабилизировать политическую обстановку в стране. Более того, усилия Вашингтона не смогли предотвратить межрелигиозный конфликт, начавшийся в Ираке в 2006 году и по сути продолжающийся до настоящего времени.
Заигрывание с тремя основными силами в современном Ираке, - курдами, суннитами и шиитами, - привело к тому, что сегодня курды претендуют на богатый нефтью Киркук с последующим получением как минимум автономии, а как максимум независимого государства; находящиеся у власти шииты инициировали массовые аресты бывших баасистов; а сунниты ответили на такие акции шиитов массовыми демонстрациями протеста против действий премьер-министра, что впоследствии приобрело форму сепаратизма.
До последнего времени остается неурегулированным вопрос с назначением силовых министров в правительстве Ирака. Шиит премьер-министр Нури аль-Малики оставляет вакантными должности министра внутренних дел и министра обороны, на которые претендуют сунниты, составляющие примерно 29%  населения Ирака. Такая политика затягивания с назначением на ключевые силовые позиции только усугубляет внутриполитическое положение в стране и может привести к межрелигиозному конфликту.
Проводимая премьером внутренняя политика направлена не только против суннитов, но и против курдов. Незадолго до нового года стало известно, что центральное правительство приказало убрать курдские флаги со зданий в городе Ханакин, находящимся на спорной территории, на которую претендуют как арабы, так и курды. Такое распоряжение официального Багдада было встречено отказом со стороны курдов. На этот раз правительство отступило, но неприятный осадок остался и не исключено, что нынешний премьер-министр не упустит случая «насолить» курдам.
Очевидно, что различия между представителями правящей в Ираке элиты слишком велики. Конечно, постоянное военное присутствие военнослужащих армии США не могло гарантировать процветание и политическую стабильность в стране, но в то же время, вывод войск будет способствовать ускорению дезинтеграции Ирака и его ослаблению, что в свою очередь послужит хорошей базой для разного рода террористических организаций, таких, например, как Аль-Каида. Наличие трех векторов внутренней политики неминуемо приведет к развалу страны по конфессиональному признаку. Удержать от распада Ирак может только сильная центральная власть. Но на иракском политическом горизонте такой харизматичной фигуры пока не просматривается, а представители нынешней правящей элиты к такому типу политиков не относятся.
Еще одной внутренней проблемой страны является повсеместная коррупция. В своем недавнем заявлении специальный генеральный инспектор США по реконструкции Ирака признал, что программа подготовки иракской полиции является «бездонной бочкой», куда ушли и продолжают уходить миллиарды выделяемых Соединенными Штатами долларов. Только в 2011 году лишь 12% выделенных средств были непосредственно израсходованы на подготовку полицейских. Нетрудно представить масштабы «распила» выделяемых денежных средств, если учесть, что в период 2003-2010 годов Вашингтон потратили на подготовку иракской полиции восемь миллиардов долларов.
Многие аналитики признают, что нынешний уровень коррупции в Ираке в несколько раз превышает тот, который был при Саддаме Хусейне. Ситуация осложняется еще и тем, что несмотря на выделяемые американской администрацией деньги в стране наблюдается разруха. Согласно данным информационно-аналитического сайта «Курдистан», более 70% населения Ирака ощущают нехватку питьевой воды. Как результат, во всех регионах страны все чаще фиксируют распространение эпидемий, включая холеру, сибирскую язву, вирусный гепатит, корь, дифтерию. Заметно ухудшилась ситуация и с заболеванием населения туберкулезом. Резко увеличилась и детская смертность. Страна страдает от нехватки врачей, причем 70% больниц не имеет необходимого оборудования. Сегодня в стране около семи миллионов беспризорных детей, как следствие, в Ираке процветает работорговля беспризорными детьми, которых продают за рубеж.
Безусловно, и внутриполитический кризис и экономическое положение в Ираке создают благодатную почву для расцветания международного терроризма[1]. И с этим иракцам также предстоит столкнуться в самое ближайшее время, полагаясь исключительно на свои собственные силы. Количество террористических актов против сил коалиции, военнослужащих иракской армии и полиции, а также простых мирных граждан является свидетельством того, что с уходом американских войск из Ирака ожидать спада террористической активности не приходится. Более того, обвинения в участии в террористической деятельности уже предъявляются государственным чиновникам. Так в декабре 2011 года следственный комитет иракского МВД обвинил вице-президента Ирака Тарек аль-Хашими в террористической деятельности. В частности он обвиняется в том, что он якобы руководил боевой группой, которые по его приказу убивали работников иракских министерства иностранных дел и министерства здравоохранения. По государственному телевидению Ирака был передан сюжет с признательными показаниями людей, которые назвали себя телохранителями аль-Хашими и заявили, что «за каждое преступление получали от вице-президента по три тысячи долларов».
Примечательно, что в настоящее время Тарек аль-Хашими скрывается в Курдистане. Премьер-министр Ирака Нури аль-Малики призвал власти иракского Курдистана выдать вице-президента, однако пока никакой реакции на это требование не последовало.
Такое положение внутри страны может обернуться трагедией для Ирака и для региона Ближнего Востока в целом. Не исключено, что в противостояние между шиитами и суннитами могут вмешаться террористические организации, например Аль-Каида, которая, несомненно, встанет на сторону суннитов. В одной связки с суннитами могут действовать и курды, которые потребуют за помощь и поддержку автономию или отдельное государство. В случае развития ситуации в Ираке по такому сценарию, на территории страны начнется межконфессиональная и дивесрионно-террористическая война, которая закончится развалом Ирака.
Изменения в региональной политике государств Ближнего Востока
Свержение в 2003 году Саддама Хусейна нарушило традиционный баланс сил на всем Ближнем востоке. Наиболее остро это ощутили суннитские государства. До войны в Ираке наблюдался хоть и хрупкий, но в то же время, относительно устойчивый баланс между арабскими государствами и Ираном. Сегодня баланс сместился в сторону Ирана.
Иран
До начала американской агрессии Ирак выступал своеобразным барьером на пути иранской экспансии на Ближнем Востоке. Теперь, когда в стране царит хаос, и фактически нет власти, Тегеран может непосредственно влиять на политику в регионе, что он, в принципе, успешно и делает.
Несмотря на недавнее заявление Нури аль-Малики, где он выразил готовность противостоять любому вмешательству со стороны Тегерана во внутренние дела государства, ожидать, что правительство Ирака будет проводить независимую политику от Ирана не приходиться. Ведь по сути, именно благодаря иранской поддержке аль-Малики находится у власти и имеет возможность проводить такую внутреннюю политику.
Тем не менее, официальный Тегеран может скорректировать свою политику в отношении нынешнего премьера. Не исключено, что ему уже подыскивается замена, так как внутренняя политика нынешнего премьер-министра неминуемо приведет к столкновению с суннитами, требующими властных полномочий и справедливого распределения мест в правительстве страны. В случае, если Нури аль-Малики перегнет палку в противостоянии с суннитами, что он, скорее всего, уже сделал, то это неминуемо приведет к тому, что Саудовская Аравия, давний конкурент Ирана, получит великолепный повод для вмешательства во внутренние дела Ирака, что совсем не устраивает Тегеран. Наиболее вероятной кандидатурой на смену аль-Малики все чаще называют шиита Айяда Алави, который сумел привлечь на свою сторону суннитов.
Саудовская Аравия
Еще одним государством, которое будет менять свою внешнюю политику в отношении Ирака после вывода от туда американских войск, является Королевство Саудовской Аравии (КСА). По мнению экспертов, противостояние шиитского Ирана и суннитской Саудовской Аравии достигло апогея и не исключено, что открытое столкновение произойдет именно в Ираке. Выше уже говорилось о том, что иракским суннитам ничего не остается делать, как искать поддержки в Королевстве, поддержки не только оружием и деньгами, но и людскими ресурсами, не исключая и боевиков террористической организации Аль-Каида. Кроме того, как передал информационный канал NBC News со ссылкой на источники в саудовском правительстве, официальный Эр-Рияд рассматривает возможность ввода войск на территорию Ирака для «защиты своих интересов».
Традиционно послевоенный Ирак рассматривался как «вотчина» соседнего Ирана, а Саудовской Аравии отводилась роль «догоняющего». Это очень раздражает королевскую семью, которая позиционирует КСА в качестве лидера мусульман во всем мире.
Стоит отметить, что вовлечение Ирана в открытое противостояние с КСА в Ираке выгодно Израилю, который в некоторой степени подталкивает официальный Эр-Рияд к войне на чужой территории и чужими руками. Это пойдет на пользу Тель-Авиву в первую очередь потому, что вооруженное столкновение ослабит Иран, которому будет не до войны с Израилем.
Соединенные Штаты также косвенно подталкивают КСА к столкновению с Ираном и активно вооружают Эр-Рияд. Кроме того, средства массовой информации, подконтрольные американским и израильским политическим кругам, нагнетают напряженность между суннитами и шиитами. Помимо этого также используются группировки суннитских экстремистов, считающих шиитов смертельными врагами.
Тем не менее, неизвестно, поддержит ли население Ирака действия Аль-Каиды, а также ввод саудовских войск в страну, которая долгое время находилась под американской оккупацией и тоталитарным режимом Саддама Хусейна.
Турция
Во времена Оттоманской империи территория нынешнего государства Ирак находилось под контролем Стамбула. Затем после поражения в Первой мировой войне от имперских амбиций пришлось отказаться. Однако с приходом к власти в Республике Турция Реджепа Тайипа Эрдогана политика Анкары стала претерпевать изменения. Сегодня турецкая республика стала влиятельным неарабским актором на Ближнем Востоке.
Если сравнивать позиции Турции и Ирана в Ираке, то несомненно у последнего влияние больше. Однако Анкара уже давно и прочно закрепилась на севере страны. Это еще произошло во времена С. Хусейна, когда с его молчаливого согласия турецкие войска совершали рейды против курдских боевиков. Официальная Анкара словно вышла из-за спины иранцев с их клерикальными идеями и американцев, которые долгое время оккупировали страну и принесли пока только один хаос. Сегодня Турция, как правильно выразился один из обозревателей газеты «Нью-Йорк Таймс» проводит политику мягкой силы, широко используя при этом культурные связи, образовательные программы и сотрудничество между бизнесменами.
Сегодня на севере Ирка работает на строительных и социальных объектах порядка 15 000 турецких рабочих и примерно 750 различных компаний, что составляет 1/3 от общего числа всех иностранных компаний, работающих в Ираке. Турецкие религиозные организации контролируют 19 школ, где обучается 5 500 детей, среди которых есть и арабы и курды и туркоманы.
Что касается совместного бизнеса, то здесь Анкара, пожалуй, опережает всех вовлеченных в иракские проблемы государства. Турция стала позиционировать себя как транзитная территория для поставок иракских углеводородов на европейские рынки, разумеется не забывая и про свои потребности в энергоресурсах. Здесь большую роль сыграла работа турецких дипломатов в Багдаде и Басре. Кроме того, по имеющимся сведениям, туркам удалось создать сильное энергетическое лобби в Ираке, что вызывает гнев нынешнего премьер-министра Нури аль-Малики, которого совершенно не устраивает усиление позиций Анкары.
Турция не собирается останавливаться только на транзите нефти. По совам турецкого консула в иракском Эрбиле Айдына Сельджена, Анкара не намерена захватить власть в Ираке или какой-либо его части. Напротив, турецкие бизнесмены настроены на полноправное сотрудничество и интеграцию. В ближайшее время, говорит Сельджен, сети автомобильных и железнодорожных путей свяжут две страны и будут способствовать свободному перемещению товаров и людей между двумя странами.
Уже сейчас товарооборот между Турцией и Ираком вырос по сравнению с 2008 годом на 30-40 процентов и имеет тенденцию к дальнейшему росту. В 2010 году товарооборот составил порядка шести миллиардов долларов. По мнению турецких экономистов, если такая положительная тенденция сохранится, то через два-три года Ирак станет одним из самых крупных торговых партнеров Турции.
Некоторые экономисты и политики идут еще дальше и говорят о том, что границу между Турцией и Раком необходимо сделать наподобие американо-мексиканской, то есть полностью открытой.
Турция не ограничивается только сотрудничеством в сфере бизнеса, культуры и образования. Турецким дипломатом удалось установить ровные отношения со всеми политическими силами в Ираке. Чему свидетельствует поездка некоторых парламентариев из блока Муктада ас-Садра в Анкару, где они учились парламентскому протоколу.
Правда, здесь есть одно но – это сложные отношения с курдами, которые уже традиционно осложняют жизнь Анкаре. Но в последнее время некоторые наблюдатели отмечают, что турецким дипломатам удалось изменить ситуацию на курдском направлении и страна теперь входит в период «прекрасной дружбы».
После вывода американских войск из Ирака стоит ожидать дальнейшей «мягкой» экспансии Турции вглубь страны. Уже сейчас наблюдается наплыв турецких рабочих разных специальностей на юг, в Басру. По словам самих иракцев, проживающих на юге, кроме турок никто из иностранцев не восстанавливает разрушенное войной хозяйство и инфраструктуру.
Обострение ситуации в Ираке и прямое столкновение между Ираном и Саудовской Аравией не будет отвечать интересам Анкары. В этой связи стоит предположить, что турецкие дипломаты будут стараться не допустить развязывания войны в Ираке, а Турция будет выступать в роли буфера и возьмет на себя главную роль в вопросе урегулирования внутриполитической ситуации в стране.
Израиль
Официальный Тель-Авив рассматривает ситуацию после вывода американских войск с территории Ирака исключительно через призму безопасности своих внешний границ. Несмотря на то, что Израиль не имеет общей границы с Ираком, усиление иранских позиций в этой стране, а также возможное открытое противостояние с Саудовской Аравией, неминуемо приведет к активизации группировок «Хезболла» и «Хамас».
Причем стоит предположить, что в случае, если Эр-Рияд не решиться на открытое столкновение с Ираном, а последний будет единолично наращивать свое влияние в Ираке, то параллельно с этим процессом также активизируются и вышеупомянутые вооруженные группировки. В этой связи Израилю придется выбирать из двух зол меньшее. И это меньшее ослабление Ирана через военное столкновение с Саудовской Аравией или вовлечение его во внутреннюю войну в Ираке. Вместе с тем нельзя сбрасывать со счетов и прямого нападение на Иран силами израильских сил самообороны и ВС США с целью вывести Тегеран полностью из большой игры на Большом Ближнем Востоке. Не исключено, что именно этот сценарий может быть разыгран в ближайшее время, принимая во внимание сообщение генерал-лейтенанта Фрэнка Горенча, командующего третьей воздушной армией США (Германия), о том, что в Израиль будут направлены несколько тысяч американских солдат.
Сирия
В начале военной операции против Ирака Сирия, пытаясь стать лидером арабского мира, стала сильно критиковать Вашингтон. Причем Дамаск не только помогал Ираку словами, но и проводил политику попустительства, не обращая внимание на инфильтрацию боевиков/добровольцев (в основном сирийцев) на территорию соседнего Ирака, а также контрабанду оружия. Такая позиция принесла президенту Б. Асаду некоторые политические дивиденды, но в то же время нашла непонимание со стороны тех арабских государств, которые поддержали боевые действия Вашингтона, в частности Иордании и Египта.
После завершения активной фазы боевых действий в марте 2010 года Сирия попыталась активизировать свою внешнюю политику в Ираке входе парламентских выборов. По некоторым данным официальный Дамаск поддержал нынешнего премьер-министра Ирака Нури аль-Малики в ходе его предвыборной борьбы в обмен на нормализацию отношений после того, как премьер обвинил сирийское руководство в укрывательстве боевиков, стоявших за серией взрывов 2009 года. Не исключено, что нынешняя позиция Багдада и лично премьер-министра, который выступил против санкций в отношении Сирии со стороны ЛАГ, плата за оказанную Дамаском поддержку.
Сегодня официальный Дамаск не может в полной мере сосредоточиться на своей политике в отношении Ирака. Причина кроется в нестабильной внутриполитической ситуации в самой Сирии. Тем не менее, следует предположить, что сирийская дипломатия будет придерживаться такого же способа влияния на внутриполитическую ситуацию в Ираке, как она делает это в Ливане. Если на официальный Бейрут оказывается влияние через «Хезболла», то в Ираке будет сделана ставка на шиитов во главе с нынешним премьер-министром.
Россия
Российская Федерация всегда играла и продолжает играть ключевую роль на Ближнем Востоке. Поэтому происходящие там события не могут не затрагивать интересов Москвы. В какой мере может быть затронута Россия в результате предполагаемых процессов и действий основных акторов в регионе?
С одной стороны, обострение обстановки на Ближнем Востоке не несет в себе непосредственной угрозы национальной безопасности России. С другой стороны, у российского государства есть существенные интересы в регионе, которые необходимо отстаивать в конкурентной борьбе с Западом. Здесь речь, прежде всего, идет о российских контрактах в Ираке, а также о недопущении прямой агрессии со стороны Израиля и США в отношении Ирана.
Можно предположить, что в стратегическом плане интересам безопасности России отвечает недопущение обострения ядерной проблемы с участием Ирана, Израиля, а также Саудовской Аравии, руководство которой уже заявило о своей готовности приобрести ядерное оружие. России также невыгодно развязывание вооруженного конфликта, так как в этом случае стороны или одна из сторон может применить боеприпасы с обедненным ураном, что повлечет за собой экологическую катастрофу.


[1] Стоит отметить, что при Саддаме Хусейне на территории Ирака не было ни одной террористической организации.

http://www.otvaga2004.narod.ru/publ_w8_2012/0009_peremena.htm
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий