пятница, 23 сентября 2011 г.

Новые террористические акты в Индии

Подобного рода ужасный террористический акт больше никогда не случится!

(из речи премьер министра Сингха после трагедии в Мумбаи в 2008 году)

Вечером 13 июля 2011 года в крупном индийском городе Мумбаи с разницей в несколько минут прогремело три взрыва. Первое самодельное взрывное устройство (СВУ) сработало в 18:54 (по местному времени) в районе Завери Базар (Zaveri Bazar) на юге города. В 18:55 террористы привели в действие второе взрывное устройство в районе железнодорожной станции Дадар (Dadar) в центре Мумбаи. Последний взрыв произошел в 19:05 у Опера Хаус (Opera House) также в южной части города. В результате серии взрывов погибло 18 человек, 131 получили ранения различной степени тяжести. Некоторые из раненых находятся в тяжелом состоянии.

На момент написания статьи ни одна террористическая группировка не взяла на себя ответственность за серию взрывов. Следствие склоняется к версии, что 13 июля в Мумбаи самодельные взрывные устройства были подорваны боевиками, входящими в организацию Jam-Iy-yathul Ansarul Muslimeen (JIAM). Сообщается, что в эту организацию вошли бывшие боевики печально известной террористической группы Indian Mujahideen, которая базировалась в Индии. Большинство ответственных функционеров IM были арестованы полицией, а некоторые были вынуждены уйти в подполье и даже покинуть пределы Индии, так как сыщики шли по их следу. По имеющимся сведениям, некоторые из боевиков этой организации были замечены в странах Ближнего Востока.

JIAM имеет большое число своих сторонников в Мумбаи и городах, расположенных на океанском побережье индийского штата Карнатака. Финансирование организации осуществляется в основном из-за рубежа, в частности из стран Ближнего Востока. Кроме того, симпатизирующие граждане также вносят свои пожертвования на цели, которые преследует JIAM. Для правоохранительных органов Индии стало неожиданностью, что некоторые члены Народной демократической партии, основателем которой является Абдуль Насер Мадани (сегодня он отбывает наказание за причастность к взрывам в Бангалоре, которые произошли 25 июля 2008 года – примечание автора), поддерживают местных террористов.

Несмотря на то, что в последнее время полиции удалось нанести существенный удар по террористическим группировкам, находящимся на территории Индии, руководители бандподполья не испытывают трудностей с привлечением в свои ряды новых сторонников. В основном новобранцы представляют собой «сливки» преступного мира, которых не надо обучать обращаться с оружием, которые знают, как действует полиция, а в случае ареста, как вести себя на допросах. Что касается снабжения боевиков этой организации, то по сведениям правоохранительных органов, поставки вооружения, взрывчатки и различных технических средств осуществляется с территории Пакистана.

Первый крупный террористический акт во втором по величине городе Индии, который по праву считается деловой столицей страны, произошел 12 марта 1993 года. С тех пор только в Мумбаи от рук террористов уже погибло 257 и получили ранения 713 мирных граждан. Последний крупный террористический акт произошел здесь 26 ноября 2008 года (26/11).

Несмотря на обещания премьер-министра Индии, данные им сразу после событий трехлетней давности, а также попытки силовых структур изменить тактику и стратегию борьбы с террористами, силы правопорядка не смогли предотвратить июльской трагедии (13/7) 2011 года.

В данной статье автор попытается проанализировать действия террористов и сил правопорядка в 2008 и 2011 годах на основе различных данных, полученных из первоисточников.

Планирование террористических актов и тактика террористов

В рамках проведенного в 2008 году расследования удалось установить, что перед совершением террористического акта боевики из организации «Легион правоверных» (Lashkar-e-Toiba) имели четкое представление о том, где и какими силами необходимо осуществить нападение на мирных граждан. Боевики разделились на четыре мобильных группы: в первые три группы входило по два человека, в последнюю четыре. Все были хорошо вооружены. В частности при осмотре тел убитых боевиков при каждом был обнаружен автомат китайского производства АК-56 (вариант российского АК-47) с семью полностью заряженными магазинами по 30 патрон в каждом, а также пистолеты с двумя обоймами. Кроме того, некоторые имели при себе пулеметы MP5. Все террористы были вооружены ручными гранатами и самодельными взрывными устройствами. В рапортах полицейских отмечается, что каждое такое СВУ содержало взрывчатое вещество RDX, и было оснащено большим количеством подшипников в качестве поражающего элемента. Взрывное устройство должно было приводиться в действие от 9-ти вольтовой батарейки по таймеру. В результате расследования следователи пришли к выводу, что у террористов были оборудованы схроны оружия и боеприпасов, которые удалось обнаружить полицейским в помещениях отеля «Тадж Махал Пэлес Хотель» (Taj Mahal Palace Hotel) после того, как все боевики в нем были уничтожены.

Тактика, примененная террористами в 2008 году, основывалась на быстроте и слаженности действий. Главной целью являлось уничтожение большего количества людей, чем больше, тем лучше. Для достижения этой цели ими были выбраны людные места. В частности, одна из групп атаковала главную железнодорожную станцию Мумбайи «Чатрапати Шиважи Терминус» (Chhatrapati Shivaji Terminus), где ежедневно наблюдается большое скопление народа. В течение 90 минут террористы вели огонь по мирным гражданам. Полицейские, дежурившие на станции, не смогли должным образом отреагировать на действие боевиков, так как они сильно проигрывали в вооружении. После полуторачасовой беспорядочной стрельбы к месту происшествия подъехали отряды индийского спецназа. Но террористам удалось скрыться, и они появились уже в госпитале «Кама энд Альбес» (Cama and Albess Hospital), где они продолжили убивать. В очередной раз полиция попыталась их нейтрализовать, но террористам опять повезло – на захваченной у полицейских машине им удалось скрыться. По дороге они продолжали вести беспорядочную стрельбу из автоматического оружия. У отеля «Трайдент-Оберой» (Trident-Oberoi Hotel) силам правопорядка удалось, наконец, остановить боевиков. В результате завязавшейся перестрелки один из членов группы был убит, а второй получил ранения и был арестован. На счету этой террористической группы треть всех убитых и раненых мирных граждан.

Вторая террористическая группа атаковала бизнес-центр «Нариман Хаус» (Nariman House). Боевики забросали гранатами автозаправочную станцую, расположенную на противоположной стороне улицы, а затем вошли в здание комплекса и открыли огонь из автоматического оружия. Террористы захватили 13 человек в заложники, пять из них они впоследствии убили. После прибытия полицейских завязалась перестрелка. Огнем бойцов спецподразделений террористы были уничтожены.

Третья группа, которая также как и предыдущие две состояла из двух человек, захватила отель Трайдент-Оберой, где удерживала в заложниках несколько мирных граждан. В ходе общения с прессой боевики потребовали от индийских властей освободить из тюрем, так называемых муджахидин (мусульманских борцов за свободу). Осада отеля продолжалась в течение 17 часов. Террористам удалось убить за это время 30 человек. В результате штурма все террористы были уничтожены.

Последняя, четвертая группа боевиков, самая большая по численности, захватила отель «Тадж Махал Пэлес Хотель». Убив на месте 10 человек, сидевших в кафе «Леопольд», четверо боевиков проникли внутрь гостиницы. Террористы постоянно меняли свое местоположение, тем самым скрывая от спецназа свое истинное количество. Осада продолжалась 60 часов. Все четверо боевиков были убиты.

Предварительное расследование трагических событий 13 июля этого года показало, что в подготовке взрывов принимало участие около шести человек. По предварительным данным трое из шести являлись профессионалами, прошедшими специальную подготовку по минно-взрывному делу. Это подтверждает и тот факт, что за несколько часов до взрывов в Мумбаи начался сильный дождь, который, к сожалению, не смог помешать террористам осуществить свои планы – все три самодельных взрывных устройства сработали четко. Как и в 2008 году, террористы разделились на группы – три группы по два человека в каждой. В качестве мишеней было выбрано три людных места: Завери Базар, Опера Хаус и Дадар.

Как видно боевики придерживаются выбранной ими тактики: разделяются на небольшие мобильные группы, которые устанавливают взрывчатку в многолюдных местах, с целью как можно больше убить мирных граждан, а также запутать следствие.

Начиная с террористической атаки на Мумбаи 2008 года, боевики уже не пытаются проститься с жизнью и предстать «мучениками в борьбе с неверными». Основываясь на перехваченных телефонных переговорах, засевшие в отели «Тадж» террористы всерьез надеялись, что им удастся покинуть здание в соответствии с ранее разработанным планом. В этом году террористы также не пытались напичкать машину взрывчаткой и врезаться в какой-нибудь бизнес-центр или кафе. Прослеживается явная тенденция показать себя «сорвиголовами», нежели быть простыми исполнителями, которым боссы террористического подполья доверили нажать кнопку.

Обращает на себя внимание и тот факт, что террористы обладают обширной сетью информаторов среди простых граждан, которые по различным причинам сочувствуют боевикам. Ни в 2008, ни в 2011 году террористы не атаковали ни одного объекта, который бы охранялся большим количеством полицейских. Более того, первоначально они не вступали в перестрелку с представителями сил правопорядка, а нападали\взрывали у них прямо за спиной.

Стоит также подчеркнуть, что боевики во всех случаях рассчитывали получить психологический эффект от своих действий, посеять панику среди мирного населения, а также ввести в заблуждение и заставить ошибаться полицейских и спецназовцев. В рамках предварительного следствия по террористическому акту 13/7 нельзя определенно сказать, были ли действия боевиков направлены на конкретную этническую или конфессиональную группу. Зато сейчас можно утверждать, и это следует из перехваченных телефонных разговоров между террористами, что нападением на бизнес-центр «Нариман Хаус», которым руководили выходцы из еврейской диаспоры движения «Джюуишь Чабад Любавич» (Jewish Chabad Lubavich movement), террористы преследовали цель испортить двусторонние отношения между Дели и Тель-Авивом.

Говоря о планировании террористами своих бесчеловечных актов, нельзя не остановиться на средствах и способах применения аппаратуры связи. В 2008 году террористами активно использовались сотовые телефоны, а также сервисы канадской компании Blackberry. Кроме того, ими были использованы и средства массовой информации, которые на своих страницах и в эфире радио и телепередач рассказывал о требованиях террористов. Благодаря использованию боевиками сотовых средств связи, индийским полицейским удалось перехватить, расшифровать данные телефонных переговоров между бандитами и их «хозяевами», предположительно находившимися в Пакистане, а также использовать полученную информацию в ходе расследования террористического акта.

На момент написания статьи правоохранительные органы не располагали точными данными, какими средствами связи пользовались террористы для координации своих действий 13 июля. По имеющейся информации за несколько месяцев до июльской трагедии антитеррористические подразделения и разведывательная служба Индии (Intelligence Bureau), основываясь на перехваченных телефонных переговорах, смогли получить предварительные данные о готовящемся террористическом акте. В дальнейшем подобные телефонные переговоры перехватить не удалось. Сыщики предполагают, что террористы отказываются от сотовых телефонов, а переходят на такие сервисы как Skype или Twitter, позволяющие, пока, избежать прослушивания извне.

Уроки, которые не были усвоены

Сразу после трагических событий 2008 года, корпорация RAND провела исследование, одной из главных целей которого, было определить уязвимые места в борьбе против терроризма, чтобы в последствие не допустить повторения ошибок.

Первое, на что обратили внимание специалисты из RAND, это на ошибки, которые были допущены в ходе сбора и обработки разведывательных данных. По имеющимся у них сведениям, силовые структуры Индии получили предупреждения о готовящихся террористических актах на территории страны, как от своих осведомителей на местах, так и от спецслужб США. Кроме того, к полиции и спецслужбам попала информация о возможной высадке террористических групп с моря. Однако правильно воспользоваться такой информацией силовики так и не сумели.

Было установлено, что отсутствовала четкая координация действий между федеральными силовыми структурами и полицией штата. В частности отмечалось отсутствие согласованных действий между Разведывательным бюро и управлением полиции штата Махараштра.

Что касается информации о готовящемся террористическом акте в июле этого года, то как стало понятно из заявлений перед прессой руководителей полиции города Мумбаи, к ним также поступала информация о готовящихся террористических актах. Однако и в этот раз стражам правопорядка так и не удалось обезвредить боевиков организации до того, как были заложены и приведены в действие СВУ.

Специалисты упомянутой выше корпорации в своем исследовании также обратили внимание на низкую техническую оснащенность полицейских. В частности вооружение полицейских, которые следили за правопорядком на железнодорожной станции, было гораздо слабее, нежели чем имели террористы. Это и привело к тому, что полицейские не смогли адекватно ответить на огонь, который вели террористы из своего автоматического стрелкового оружия.

Также было выявлено явно недостаточное количество видеокамер в местах большого скопления людей, что также сыграло наруку террористам.

Сразу после трагических событий 2008 года, правительство Индии обещало усилить наряды полиции, оснастить их техническими современными средствами, а также установить достаточное количество видеокамер на улицах Мумбаи. Однако после очередных взрывов в июле этого года выяснилось, что полицейские подразделения недостаточно укомплектованы личным составом. Так на сто тысяч жителей приходится 166 полицейских, тогда как этого совершенно недостаточно. В полиции не хватает специалистов и руководителей. В настоящий момент остро ощущается нехватка следователей, по некоторым данным недобор составляет примерно 21%. Тоже можно отнести и к разведывательным и контртеррористическим службам. Нехватка специалистов негативно влияет на сбор и обработку поступающей оперативной информации.

Несмотря на ранее сделанные заявления об увеличении видеокамер на улицах города до пяти тысяч, существенного увеличения их числа не наблюдается. Сразу после событий 13/7 власти опять заговорили о необходимости установить до пяти тысяч камер.

Руководству Индии также не удалось решить одну из самых сложных задач – выработать законы, которые могли бы эффективно работать в борьбе с терроризмом. После ноябрьских событий 2008 года было принято решение пересмотреть законодательство и ужесточить его в отношении террористов. Также было принято решение о создании Национальной разведывательной службы (НРС), Национального контртеррористического центра (НКЦ) и Национального следственного агентства (НСА). Если НСА сумели создать за три года, то с первыми двумя службами дела обстоят намного хуже. По мнению ряда индийских специалистов, причина кроется в недостаточном финансировании работ по созданию НКЦ и НРС. Кроме того, многие в правительстве выражают опасение по поводу того, что по планам Национальный контртеррористический центр будет иметь большое количество полномочий, что позволит его руководителям сконцентрировать всю полноту власти в своих руках. Однако в то же время, такие структуры нужны, в противном случае в дальнейшем силам правопорядка не удастся предотвратить возможные террористические акты.

Что дальше?

Если представить, что индийскому военно-политическому руководству удастся решить все те проблемы, о которых говорилось выше, то даже и в этом случае дать полную гарантию того, что подобные террористические акты больше не повторяться, разумеется, никто не сможет. Также очевидно, что террористические группы, действующие на территории Индии, находятся в тесном контакте с пакистанскими службами безопасности. В частности хорошо известны связи функционеров террористической организации Lashkar-e-Toiba с Межведомственной разведкой Пакистана (Inter-Services Intelligence). Кроме того, сотрудники пакистанских разведывательных сообществ принимают самое непосредственное участие в подготовке террористов.

В этой связи, единственным выходом из сложившейся ситуации для Индии является уничтожение «мозгового центра» террористов, который находится на территории сопредельного государства. Но в этом случае весьма вероятно, что официальный Исламабад также ответит силой на силу. Кроме того, не стоит забывать, что Пакистан обладает ядерным оружием, которое может быть применено против Индии. В мае этого года, сразу после уничтожения Усамы бин-Ладена, главнокомандующий сухопутными войсками Пакистана генерал Ашфак Первез Кайани выразил тревогу относительно того, что проведенная американским спецназом операция по уничтожению террориста номер один может стать примером для подражания. Намекая на Индию, генерал заявил, что его страна не останется в стороне, если еще раз кто-то задумает проводить спецоперации на территории Пакистана.

Это прекрасно понимают и в самой Индии. Вероятность широкомасштабных боевых действий, в случае если официальный Дели примет решение нанести удары по базам террористов на территории Пакистана, очень высока. В этой связи представляется весьма вероятным, что индийская сторона воздержится от каких-либо военных шагов, и в этом случае на ближайшую перспективу останется мишенью для террористов. Призывы к Пакистану прекратить спонсирование и перестать укрывать на своей территории различные террористические организации, как со стороны Индии, так и со стороны мирового сообщества, не принесут желаемого результата. Дело зашло так далеко, а террористические группы настолько уверенно чувствуют себя в Пакистане, что разрешить данный вопрос силами только одного государства не представляется возможным.

Ситуация в самом Пакистане, а как следствие и в Индии, может осложниться после того, как воинские контингенты Соединенных Штатов Америки и их союзников покинут территорию Афганистана. В Пакистане к власти могут прийти функционеры террористического подполья. В этом случае вероятность военного конфликта между двумя странами и применение ядерного оружия сильно возрастает.

Комментариев нет:

Отправить комментарий