пятница, 23 сентября 2011 г.

Судан в шаге от войны

В январе 2011года в Судане прошел референдум, на котором 98% жителей юга страны выразили свое желание отделиться от Хартума. Проведение плебисцита стало возможным после подписания в 2005 году Всеобъемлющего мирного соглашения между правительством страны и представителями Народной армии освобождения Судана. После подписания соглашения в стране прекратилась гражданская война между арабами Судана и неарабскими жителями Юга, которая длилась 22 года. За ходом референдума наблюдали представители Межправительственного органа по проблемам развития (IGAD), Африканского и Европейского союзов, а также Центра Картера и Центра Кофи Аннана. От Российской Федерации также были направлены несколько наблюдателей. В соответствии с распоряжением Генерального секретаря ООН в Южном Судане работала специальная группа наблюдателей, которую возглавил бывший президент Объединенной Республики Танзании Бенджамин Мкапа. По оценкам иностранных наблюдателей референдум соответствовал международным стандартам демократических выборов.

Одобрямс!

9 июля 2011 года на карте мира появится 193 независимое государство. Официальному Хартуму, несмотря на все предпринятые усилия, не удалось убедить южан остаться в едином государстве. Не способствовал этому и визит президента Судана в город Джуба, столицу Южного Судана, который состоялся накануне выборов. Омар аль-Башир призвал население юга к единству, отметив, что только единство будет способствовать дальнейшему развитию государства, повышению благосостояния граждан и миру. Однако жители Джубы проводили президента Судана плакатами с надписью «Прощай, Хартум!».

Сразу после подведения итогов плебисцита, ведущие мировые державы и международные организации выразили свою поддержку новому государству. Президент США Барка Обама высоко оценил позицию своего суданского коллеги, назвав ее «подобающей государственному деятелю». Не забыл американский президент упомянуть и о том, что США окажут всяческую поддержку и содействие новому государству. Удовлетворение результатами референдума выразили и в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке. Вслед за Америкой свою поддержку новому государству выразило большинство европейских стран. И это совсем не удивительно.

Опять нефть…

На территории Судана находится большое количество разведанных запасов нефти. По оценкам экспертов 90% доказанных запасов «черного золота» сосредоточено на территории четырех африканских государств: Алжира, Ливии, Нигерии и Судана. Поэтому в последнее время эти государства стали объектами экономического и геополитического соперничества между ведущими странами.

Несколько лет назад из Судана стали уходить западные инвесторы, делая ставку на отделение юга страны от Хартума. Постепенно из нефтеэкспортирующего государства Судан стал превращаться в импортера нефти. Благодаря Китаю, Индии и Малайзии (Китай второй крупный импортер суданской нефти) страна снова обрела статус экспортера углеводородов. Сейчас Запад принимает определенные шаги с целью пересмотра ранее достигнутых между Хартумом и Пекином договоренностей в сфере добычи нефти на юге страны. Такая агрессивная политика западных стран может привести к тому, что Южный Судан аннулирует договоренности с Поднебесной и переориентируется полностью на сотрудничество с транснациональными корпорациями (ТНК). Как будут развиваться события вокруг контрактов, покажет время, однако уже сейчас можно с определенной уверенностью сказать, что китайская сторона займет жесткую позицию по этому вопросу. Пекин уже потерял миллиарды долларов в результате срыва контрактов с Ливийской Джамахирией вследствие развязанной против Каддафи войны, и он не потерпит пересмотра договоренностей исключительно в пользу западных ТНК.

Наряду с внешними игроками, официальный Хартум также крайне заинтересован в нефти юга страны. Правительство Судана принимает различные меры в этом направлении, в том числе далеко немирного характера. 23 мая этого года президент Судана аль-Башир обвинил отряды Народной армии освобождения Судана в нападении из засады на «северян», которые патрулировали окрестности населенного пункта Абйеи (Abyei) совместно с миротворцами ООН. Сразу после инцидента этот населенный пункт был подвергнут ударами артиллерии, которую с воздуха поддерживали самолеты ВВС Судана. Сообщается о сотнях пострадавших. Помимо жертв, военная операция Хартума привела к массовому исходу представителей племени Нгок Динка (племя Динка составляет примерно 40% население юга Судана, их позиции сильны в Народной армии освобождения Судана прим. автора), традиционно проживающих в этом районе. Количество переселенцев по разным оценкам составляет порядка 15000 человек. Сегодня покинутые жилища активно заселяются арабскими племенами. Вожди племени уже потребовали силой вернуть Абейи, а международные наблюдатели все чаще сравнивают этот район с Кашмиром.

В районе Абейи находится несколько нефтяных месторождений. В случае отделения этого района от севера, официальный Хартум будет контролировать только одно месторождение, что вызывает определенное раздражение президента аль-Башира. Причина такого недовольства заключается в том, что на севере страны наблюдается снижение добычи «черного золота».

Местные разборки

К войне подталкивает и внутриполитическая обстановка в Судане. Международные наблюдатели отмечают, что аль-Башир столкнулся с наиболее острым внутриполитическим кризисом с 1989 года, когда он пришел к власти в результате военного переворота. Так в апреле этого года работники медицинских учреждений вышли на улицы Хартума с требованием отставки действующего президента и проведения в стране мер, направленных на стабилизацию экономического положения в стране. Причинами подобных выступлений послужили стремительный рост цен на продовольствие и товары первой необходимости, а также обнищание среднего класса. Подобные выступления были в стране в 1964 и 1985 годах и привели к отставке тогдашних диктаторов.

Неспокойно и в стане военных. Нынешний президент всерьез опасается военного путча. Так в феврале после проведенного референдума аль-Башир осуществил чистку среди генералитета, в результате которой 13 высокопоставленных военных были уволены (почти половина всех генералов. прим. автора). Примечательно, что отправленные в отставку генералы были лояльны небезызвестному исламскому радикальному лидеру ат-Тураби, который их лично и отбирал в 1990 годах сразу после военного переворота. В то время ат-Тураби считался главным союзником аль-Балишира. Известно, что именно ат-Тураби разработал план военного переворота 1989 года, а также именно он пригласил Усаму бен Ладена в Судан в 1991 году. В 1999 году между аль-Баширом и его главным союзником возникли разногласия, которые привели к резкому охлаждению отношений между двумя политическими лидерами.

Сегодня президент сильно опасается еще одного военного переворота, жертвой которого станет уже он, а возглавить мятеж может ат-Тураби, у которого еще остались влиятельные генералы, даже, несмотря на проведенную чистку.

Мировое сообщество готовиться к худшему

Первым кто выразил крайнюю озабоченность в отношении дальнейшего развития ситуации в Судане стал генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун. 25 мая он выступил с заявлением, в котором указал на необходимость создания новой миссии ООН в Южном Судане с численностью в семь тысяч миротворцев и 900 полицейских. Задача новой миссии – не допустить возникновения боевых действий, способствовать формированию нового правительства и защитить мирное население от возможных силовых акций. Предполагается, что параллельно с новой миссией на территории Судана будет действовать и Миссия ООН в Судане (резолюция СБ ООН 1590 от 24 марта 2005 года), которая насчитывает 10400 миротворцев (не считая миссии ООН в Дарфуре. прим.автра).

Готовятся к худшему и американцы. Так в марте этого года в прессу просочились слухи о том, что Пентагон изучает возможность создания военной базы на востоке Судана в районе небольшого порта Агиг (Ageeg). В качестве главной причины создания военной базы называется борьба с незаконным трафиком оружия и боеприпасов в Сектор Газа. Несмотря на то, что официальные власти страны опровергают эти слухи, наблюдатели говорят об активном строительстве в районе порта.

Как говорилось выше, Китай не может не остаться в стороне. Пока речи о создании военной базы нет, но есть сведения о том, что в последнее время китайская сторона предоставила большое количество различного вида вооружений Хартуму. Также китайцы активно используют свой миротворческий контингент, который дислоцирован в Дарфуре и входит в состав смешанной (гибридной) миссии ООН и Евросоюза.

Россия тоже выражает крайнюю озабоченность ситуацией на границе Юга и Севера Судана и призывает использовать международные механизмы, которые позволят не допустить вооруженных столкновений после 9 июля. В частности спецпредставитель президента РФ по сотрудничеству с Африкой Михаил Маргелов указал на сложную обстановку, которая сложилась в районе Абейи и отсутствие в этом регионе гуманитарных организаций и миссии ООН.

Конфликту быть!

К сожалению, практика показывает, что в случае разделения некогда единого государства на новых границах возникают вооруженные конфликты, причинами которых становятся территориальные претензии друг к другу со стороны новых государств. Не будет исключением и разделение Судана. Богатый нефтью и спорный район Абейи имеет все шансы стать причиной военного конфликта между независимым Югом и Севером. Не спасет ситуацию и создание новой миссии ООН. Да, в какой-то степени присутствие миротворцев будет служить неким тормозом для развертывания широкомасштабных боевых действий, но для конфликта слабой интенсивности, характеризующимся ведением террористических и партизанских действий миротворцы служить препятствием не будут. Кроме того, немаловажный фактор здесь играет и национальность миротворцев: если костяк миротворческого контингента составляют представители европейских стран, то это одно, а если новая миссия ООН будет в основном представлена миротворцами из Индии, Пакистана, Бангладеш, Иордании или стран Африканского союза, то это совсем другое. Военнослужащие ведущих европейских стран сейчас заняты проблемами в Афганистане и Ливии. Не исключено, что им придется заниматься выполнением «миротворческих» задач в Сирии и Йемене. Поэтому состав новой миссии ООН, если такая будет, вполне очевиден.

Комментариев нет:

Отправить комментарий