вторник, 18 октября 2011 г.

Без права на ошибку


В современном Ираке может сложиться ситуация, при которой нынешние победители могут не только оказаться в проигрыше, но и поставить под угрозу все мировое сообщество. Речь идет о попытках создать новое правительство страны, но не с учетом большинства, а с учетом степени лояльности по отношению к Вашингтону.

Конечно, победившая сторона просто обязана так подбирать правительство, чтобы в следующий раз уже без применения силы влиять на политические и экономические процессы, идущие внутри страны. Но как быть, когда такого правительства создать не удается, а каждый день пребывания военных дополняет списки убитых и раненых.

Проблема с образованием правительства возникла в тот момент, когда в Пентагоне начали заниматься политикой. Военным от политики стал никто иной, как Пол Вульфовиц, заместитель главы оборонного ведомства. Сейчас нельзя точно сказать, кому именно пришла в голову мысль о том, чтобы использовать небольшую группу людей, бывших иракских министров и политиков, которые сами или с помощью ЦРУ покинули страну, а затем жили на американские деньги в загородном районе штата Виржиния. Но как бы то ни было, заместитель шефа Пентагона поддержал эту идею, и даже стал публично распространяться по этому поводу, говоря о светлом будущем для народа Ирака. Даже в стане оппозиции признавали, что Вашингтон сформировал будущих советников, а может быть в последствии и министров нового иракского правительства, из очень узкого круга людей под сильным давлением Белого Дома и Пентагона.

Один из лидеров иракских шиитов Имам Хушам аль-Хусейни, возглавляющий исламский образовательный центр в Детройте, как-то обвинил американских дипломатов в том, что они сильно давят на оппозицию и навязывают им свои требования и условия. В этой связи, подчеркнул аль-Хусейни, говорить о демократическом руководстве Ираком просто не приходится.

Еще задолго до победных реляций президента Буша на авианосце, а также входа войск в Багдад, в Белом Доме стали замечать одну интересную деталь. Несмотря на то, что вышеупомянутая группа иракских оппозиционеров была и малочисленна по составу, в ней самой разгорались уже тогда нешуточные противоречия относительно будущего Ирака, а также того, кто будет главным во всем этом.

Этот факт сильно насторожил американцев, которым такой сценарий был явно не кстати. Уже после завершения военной операции, а вернее сказать активной фазы операции, наметилась еще одна негативная тенденция. Народ не воспринимал оппозиционеров как людей, способных повести за собой и встать у руля страны. Одновременно с этим стали активно проявлять себя шииты, устраивая митинги и демонстрации. С целью хоть как-то повлиять на внутриполитическую ситуацию в стране Вашингтон начал активное использование курдов, населяющих северные районы, богатые нефтью.

Курды, ненавидевшие режим Саддама Хусейна с радостью согласились помочь в войне, а потом и в
восстановлении Ирака. Необходимо сказать, что именно они первые получили возможность избрать
органы местного самоуправления, а также охотно приняли приглашение американцев участвовать в
комплектовании новой национальной иракской армии. Однако и здесь не все так гладко, как бы хотелось американцам. Курды составляют относительно небольшой процент от общего населения страны. Более того, их смертельно не любит Турция и Иран. Свидетельство тому многовековая история отношений, а также недавние совместные ирано-турецкие военные операции по нейтрализации курдских террористических отрядов. Если сделать ставку полностью на курдов, то в регионе вспыхнет самая настоящая гражданская и религиозная война. Кроме того, и без того натянутые отношения США с Турцией сразу же ухудшатся, а союзник на Ближнем Востоке американцам нужен. Это прекрасно понимают в Вашингтоне, и поэтому пока ограничиваются своего рода автономией для курдов.

Необходимость сохранения целостности Ирака подтвердил и лидер партии «Патриотический союз Курдистана» Джаляль Талабани, чей визит в Москву сегодня подходит к концу. Они хорошо осознают и то, что находятся в меньшинстве, а значит, надеется на что-то большее, чем есть сейчас, не приходится, а Буш не решит всех их проблем, и необходимо самим выкарабкиваться из сложившейся ситуации.

На сегодняшний момент есть одна сила, которая способна в полной мере влиять на внутриполитическую ситуацию в Ираке. Это шииты. Однако здесь есть одно очень существенное «но», которое способно перечеркнуть все остальное. Шииты близки к Ирану, новому врагу Соединенных Штатов. Близость эта просто пугает политиков на Капитолийском Холме. Но с действительностью ничего не поделаешь.

Шииты не только преобладают в Ираке. Они подвергались массовым гонениям со стороны суннитов,
коим был и бывший президент С. Хусейн, а это хорошее подспорье американцам. Во-вторых, духовные лидеры этого течения имеют все реальные возможности повести за собой все население, что само по себе немало важно. Использование шиитов как помощников в Белом Доме вызывает ожесточенные споры.

Новые неоконсерваторы - унилатералисты (допускающие только один способ достижения своей цели), которые в большинстве своем засели в военном ведомстве, полагаются только на сохранение военной мощи США во всех регионах, в том числе и в Ираке. Но это их грубейшая ошибка, так как борьба с терроризмом (это один из предлогов для начала второй военной компании в Персидском заливе) исключительно силовыми методами ни к чему хорошему привести не может. Свежий пример - ситуация в районе арабо-израильского конфликта. Как бы Тель-Авив не ужесточал борьбу с палестинцами, мирные жители израильских городов продолжали гибнуть. Вторая группа неоконсерваторов это люди, выступающие за многополярность в принятии решений и обеспечении достижения своих целей. В Штатах их называют мультилатералистами. Пока они в меньшинстве, но с каждым днем имеют все больше шансов вырваться в лидеры. Отметим, что они не против силы.

Мультилатералисты говорят лишь о необходимости комбинированного подхода к решению любой задачи, в том числе и относительно создания нового правительства в Ираке с участием шиитов. Как это не странно, но одним из первых, кто заговорил о необходимости смены имиджа шиитов, был уже упоминавшийся заместитель министра обороны США Пол Вульфовиц. Англоязычная газета «Te Straits Times» опубликовала его выступление перед видными деятелями этого религиозного течения, где он в частности сказал: «…Не справедливо обобщать всех шиитов. Те, кто стоит сейчас у власти в Иране - это негативный и фальсифицированный образ истинного приверженца шиитского течения в исламе».

Понять это заявление можно только как признание необходимости вести диалог с населением, которое составляет большинство в Ираке. Что же послужило столь стремительному повороту на 180 градусов в политике Белого Дома в оккупированной стране. Наивно было бы предполагать, что прямо сейчас американцы приступят к формированию нового правительства Ирака, где подавляющее большинство будут составлять представители шиитов. Конечно, нет. Этот процесс займет очень много времени, даже больше, чем отводили на это в Вашингтоне сразу после завершения военной операции. Но факт того, что США осознали необходимость ведения диалога с шиитами, дает понять всю степень той опасности, которую представляет нерешенность послевоенного урегулирования иракского вопроса. Религиозный взрыв, который имеет все шансы на существование, может затронуть не только американских солдат в Персидском заливе, но и пойти дальше в Европу, где демократические принципы будут только способствовать его продолжению. Сейчас у победителей нет права на ошибку - она может стоить очень дорого для всего международного сообщества.
(статья была опубликована на страницах Центрально-Азиатского агентства новостей в 2003 году)

Комментариев нет:

Отправить комментарий