вторник, 17 мая 2011 г.

Российское оружие для «Одинокого бедуина»

Как начиналась дружба

1 сентября 1969 года в Ливии произошел государственный переворот, который осуществила группа молодых офицеров под руководством М. Каддафи. Король Идрис I (Идрис ас-Сенуси) был свергнут. Пришедшие к власти участники тайной политической организации «Свободные офицеры юнионисты-социалисты» провозгласили создание Ливийской Арабской Республики. Управление страной перешло к Совету революционного командования во главе с капитаном Муамаром Каддафи.

В течение первых четырех лет в Ливии были закрыты английские и американские военные базы, национализирована иностранная нефтедобыча и конфисковано имущество всех евреев и итальянцев, после чего их выдворили из страны. На внешнеполитическом треке был взят курс на сближение с Советским Союзом и странами социалистического лагеря, а также на достижение арабского единства (юнионизм).

Необходимо отметить, что вначале приход к власти Каддафи и его сторонников был воспринят в Кремле с некоторой настороженностью. Партийных лидеров пугала смесь ислама, социализма и эгомании ливийского лидера. Особое опасение вызывали и контакты Каддафи с Китаем, где ливийский революционер пытался приобрести атомную бомбу. В то же время, современники отмечали антисионистские взгляды Каддафи, его жесткое ведение переговоров с западными нефтяными компаниями и готовность без задержек расплачиваться за поставляемое ему военную технику и боеприпасы. Нельзя не отметить и важное геополитическое и военно-стратегическое положение, которое занимала Ливия. По мнению некоторых экспертов, именно последние два фактора стали решающими в ходе принятия советским руководством решения о сближении с Ливией.

Военная помощь Ливии стала осуществляться с 1973 года. В 1974 году в Москву прибыл ближайший помощник Каддафи Абдула Салам Джаллуда. После его визита последовал ряд крупных военных сделок, которые оцениваются экспертами в 20 миллиардов долларов США. В 1975 году ливийцы получили 30 современных советских истребителей МиГ-23 с советскими пилотами и техниками для использования и обслуживания их в ливийских вооруженных силах. Кроме того, были поставлены бомбардировщики Ту-22. В 1977 году начались поставки в Ливию советских кораблей. К июлю 1981 года ливийские ВМС насчитывали четыре подводные лодки проекта 641К, два морских тральщика проекта 266М и 12 ракетных катеров проекта 205ЭР. По информации зарубежных информационных агентств, только в январе 1978 года в ливийских портах было выгружено около 10 000 тонн советского военного снаряжения, в том числе самолеты МИГ-23 и новейшее радиолокаторное оборудование. Всего, в течение 70-х и 80-х годов, по некоторым сведениям, Ливией было закуплено около 300 самолетов различных типов, до 4 тысяч танков, 60 ЗРК С-125 «Печора», военно-морская техника и стрелковое оружие.

Количество закупаемого страной вооружения было столь велико, что, по словам очевидцев, его не успевали распаковывать: советские танки пылились на складах, а истребители так и оставались под брезентом. Для их эксплуатации просто не хватало специалистов.

В военных учебных заведениях СССР в начале 1980-х годов проходили обучение 100 ливийских военных моряков и 16 летчиков ВМС.

Советская техника была сложной в эксплуатации. В этой связи с 1973 по 1975 годы в Ливию было командировано около 500 военных советников, специалистов и переводчиков. В 80-ые годы эта цифра удвоилась. Интересный факт. До 1983 года в состав каждой подводной лодки проекта 641К ливийских ВМС находилось до 12 советских советников.

В конце 1970-х годов между Советским Союзом и Ливией было подписано еще одно соглашение, связанное с сотрудничеством в области разведки и мерах безопасности. С этого момента ливийские разведчики стали проходить подготовку в учебных заведениях Комитета государственной безопасности. Ливийские специалисты разведслужб на регулярной основе стали получать сведения, связанные с методами ведения наблюдения и мерами безопасности в самой Ливии, а также материалы по деятельности Соединенных Штатов в Восточном Средиземноморье. В свою очередь Ливия поставляла Москве разведданные по Египту, Израилю и Северной Африке, а также помогали проводить операции против западных дипломатов в Триполи.

В начале 1980-х годов советско-ливийское сотрудничество начало постепенно сокращаться. Кремль стали серьезно беспокоить разведсводки о роли Каддафи как лидера поддерживавшего международный терроризм. Хотя Советский Союз и избегал открытого разрыва в отношениях, он стал постепенно отходить от ливийского руководителя. Тем не менее Советский Союз в это время, продал Ливии до 15 истребителей-бомбардировщиков СУ-24Д и согласился переоборудовать самолет ливийских ВВС Ил-76 (советского производства) в дозаправщик. Как явствует из данных американской разведки, истребители-бомбардировщики в разобранном виде были погружены в транспортные самолеты Ан-22 и доставлены из Новосибирска на ливийский аэродром Умм-Айтика.

Необходимо отметить, что военно-техническое сотрудничество с Советским Союзом было умело встроено в конкретные государственные программы по индустриализации национального производства и подковке квалифицированных промышленных кадров. В частности это касается строительства военных объектов и элементов инфраструктуры.

Сотрудничество со странами «оси зла»

Вначале 90-х из-за распада СССР Ливия стремилась переключиться на военно-техническое сотрудничество с Китаем и Северной Кореей. Особое внимание уделялось ракетным технологиям. По сообщениям израильской разведки в 1990 году ливийцы провели секретные переговоры с представителями Поднебесной по закупке твердотопливной ракеты DF-15/M-9. Также Триполи рассматривала вариант о покупке жидкостной баллистической ракеты DF-3A/CSS-2A, также китайского производства. В 1992 году ливийцы проводят переговоры с Северной Кореей о техническом сотрудничестве в рамках национальной программы ракетостроения. По имеющимся сведениям, полученным испанскими разведслужбами, Пхеньян дал согласие на такое сотрудничество. В частности в Ливию были поставлены ракеты Scud-C, Hwasong-6, и Scud-D Nodong, а также их элементы.

Конец девяностых характеризуется сближением с Ираном по вопросам ВТС. По некоторым сведениям, Ливия перечислила Тегерану около 31 миллиона долларов США за передачу современных ракетных технологий. В частности планировалось увеличение дальности полета ракеты Scud-B.

ВТС с Россией

Несмотря на развал Советского Союза и спад военно-технического сотрудничества, в Ливии по-прежнему воспринимают Россию как традиционно дружественную страну и выгодного экономического партнера. Об этом не раз заявляли ливийские руководители. По словам некоторых ливийских чиновников, у соответствующих министерств и ведомств имеется прямое указание М. Каддафи о том, чтобы рассматривать Россию как приоритетного партнера во внешнеэкономической деятельности. По оценке некоторых экспертов в последнее десятилетие России и Ливии удалось вывести на правильное направление двустороннее военно-техническое сотрудничество.

В 2000-х годах военно-техническое сотрудничество между Россией и Ливией характеризовалось, в основном, модернизацией имеющейся на вооружении техники, доставшейся вооруженным силам этой страны еще от Советского Союза. Однако в последние годы Триполи все больше стал интересоваться современной техникой, производимой российским ВПК.

В 2009 году на авиашоу LAVEX-2009 (Libyan Aviation Conference & Exhibition) компании «Сухой» и «МиГ» представили новые многофункциональные истребители Су-35 и МиГ-35, а также боевые самолеты Су-30МК2 и МиГ-29СТМ. Особым вниманием ливийская сторона удостоила истребитель Су-35. По сведениям, Триполи планировала закупить до 12 самолетов этого типа.

В 2009 году также было подписано соглашение на покупку ливийскими ВМС корабельных ракетных комплексов «Уран» и ракет для оснащения двух ракетных катеров проекта 1241 «Молния», которые также планировались к закупке. Ориентировочно, ракетные комплексы, ракеты и катера должны были поступить на вооружение военно-морских сил Ливии в 2011-2012 годах.

В январе 2010 во время визита в Москву министра обороны Ливии Юниса Джабера
был подписан крупный пакет оружейных контрактов стоимостью 1,8 млрд. долларов. В частности, планировалась закупка большой партия стрелкового оружия, шести учебно-боевых самолетов Як-130, различной бронетехники, а также запчастей к ранее поставленному вооружению. Кроме того, в различных стадиях подготовки находились контракты по новому боевому вертолету Ка-52 «Аллигатор», зенитному ракетно-пушечному комплексу (ЗРПК) «Панцирь-С1» и зенитной ракетной системе С-300ПМУ2 «Фаворит». По сведениям из открытых источников, Триполи планировало закупить не менее 10 вертолетов Ка-52, порядка 40 комплексов «Панцирь-С1» и два дивизиона С-300ПМУ2 «Фаворит» на сумму более $1 млрд.

Ливия также проявляла интерес к новейшей российской зенитной ракетной системе С-400 «Триумф», танкам Т-90С, подводным лодкам проекта 636, скоростным ракетным катерам типа «Молния», ракетным системам залпового огня «Град».

Сегодня в результате эмбарго со стороны ООН, которое было наложено на Ливию по решению Совета Безопасности, упущенная выгода России составляет порядка четырех миллиардов долларов США. Тем не менее, правительственные чиновники уверяют, что ливийская сторона не переводила денег, авансы не получены. В этой связи потери предприятий будут минимальными.

Комментариев нет:

Отправить комментарий