Страны
Центрально-Азиатского региона (ЦАР)
расположены на стыке православно-славянской,
конфуцианской, индуистской цивилизаций
и исламского мира (по С. Хантингтону).
Согласно мнению американских футурологов,
такое расположение неизбежно приведет
к втягиванию этих стран в конфликты
нового поколения. На протяжении всей
истории обострение отношений случалось
при вмешательстве третьих сил, глобальных
и региональных акторов, чьи устремления
направлены на установление максимально
полного контроля над стратегически
значимым регионом.
Начало военно-технического сотрудничества между США и странами Центральной Азии
После развала
Советского Союза, в 1992 году Соединенные
Штаты Америки предприняли первые, и
надо сказать успешные, попытки установления
тесных военных отношений со странами
Центрально-Азиатского региона. Для
начала использовались контакты на
уровне отдельных компаний и
неправительственных организаций.
Налаживание связей происходило под
лозунгами «демократизации» и «обеспечения
мира и стабильности в регионе». Наряду
с чисто экономической и социальной
помощью, государствам Центрально-Азиатского
региона стала оказываться и военная
помощь. Американцы помогали модернизации
и оснащению вооружением и военной
техникой (ВиВТ) национальных вооруженных
сил государств региона, способствовали
прямым контактам между военными, как
на официальном уровне, так и в рамках
различных учебных программ (в частности
программ по обмену курсантами
военно-учебных заведений). В качестве
примера стоит привести обучение курсантов
стран ЦАР по программе НАТО «Партнерство
ради мира». Начиная с 1994 года такие
страны как Туркмения (дата присоединения
к программе 10.05.94), Казахстан (27.05.94),
Киргизия (01.06.94), Узбекистан (13.07.94) и
Таджикистан (20.02.02) стали регулярно
командировать своих военнослужащих на
обучение в рамках данной программы.
Некоторые военнослужащие получили
возможность обучаться по программы
Международного военного образования
и обучения (International Military Education and Training,
IMET).
Тесные контакты
между военнослужащими и военно-политическим
руководством центральноазиатских стран
и США, включая представителей некоторых
стран НАТО, таких как Великобританию и
Германию, вывели военное сотрудничество
на новый уровень. Американские и натовские
офицеры стали не только оказывать
содействие в модернизации национальных
вооруженных сил стран региона, но и
проводить консультации по широкому
спектру вопросов военного строительства.
В качестве примера можно привести
формирование «Центральноазиатского
батальона по проведению миротворческих
операций» (CENTRAZBAT). Кроме того, начиная
с 1994 года подразделения ВС США (в основном
подразделения специального назначения)
стали принимать участие в проводимых
в регионе военных учениях.
Строительство американских баз на территории государств Центральной Азии
Значительное
увеличение военного присутствия США и
их союзников по международной
антитеррористической коалиции в
Центрально-Азиатском регионе произошло
после 11 сентября 2001 года. Страны ЦАР
оказались в непосредственной близи от
«передовой» в рамках проводимой в
Афганистане операции «Несокрушимая
свобода». 5 октября 2001 года Вашингтон
получил положительные заверения от
руководства Узбекистана в отношении
размещения военной базы в Ханабаде
(юго-запад страны). В декабре того же
года было получено подобное разрешение
и от руководства Киргизии, которое
готово было выделить территорию под
военную базу в Манасе (в нескольких
километрах от столицы Бишкек). По расчетам
американских военных, на каждой базе
могло размещаться от одной до трех тысяч
военнослужащих.
Примеру
Узбекистана и Киргизии последовало
правительство Казахстана, которое
предложило американцам использовать
возможности аэродромов Шымкент и Луговой
для ведения военной операции в соседнем
Афганистане.
Американские
специалисты также рассматривали вопрос
использования военных объектов на
территории Таджикистана, однако нашли
их техническое состояние неудовлетворяющим
требования западных стандартов
безопасности и технического оснащения.
Тем не менее, ряд военных объектов
использовался в качестве заправочных
и логистических пунктов войсками
коалиции.
Примечательно,
что американцам удалось заручиться
поддержкой в вопросе использования
ряда военных объектов на территории
Туркмении, руководство которой
придерживалось политики нейтралитета.
Политическое руководство страны на
неофициальном уровне разрешило
иностранным военным эксплуатацию ряда
своих объектов в рамках проводимых
коалицией гуманитарных операций в
Афганистане.
1 мая 2003 года
американцы разместили порядка трех
тысяч военнослужащих на передовых базах
в Узбекистане и Киргизии. Кроме того,
начался обмен разведывательными данными
между американскими и национальными
разведывательными организациями по
проблемам ситуации в Афганистане, а
также в странах Центральной Азии.
Реакция России на размещение американских баз в странах Центральной Азии
По заявлению
американских военных и дипломатов, а
также ряда российских специалистов,
размещение баз ВС США на территории
стран Центральной Азии согласовывалось
с Москвой. На начальном этапе российская
сторона прямо не поддерживала строительство
военных объектов, но и не выступала с
резкой критикой в адрес Вашингтона.
Российские политики и военные исходили
из того, что талибы представляют
непосредственную угрозу самой России
и ожидали, что американцам удастся
поставить под контроль Афганистан и
тем самым предотвратить угрозу
распространения религиозного экстремизма.
Тем не менее, представители
военно-политического руководства
Российской Федерации в своих заявлениях
и комментариях неоднократно подчеркивали,
что присутствие американских военных
и объектов инфраструктуры ВС США носит
временный характер. Базы и личный состав
должны быть выведены с территории стран
Центральной Азии сразу после окончания
антитеррористической операции в
Афганистане. Так, например, бывший спикер
Государственной Думы РФ Г. Селезнев в
одном из своих выступлений заявил, что
Россия никогда не примет постоянное
присутствие американских военных баз
на территории государств Центральной
Азии.
С улучшением
экономической ситуации в РФ Москва
склонялась к политике усиления военного
присутствия в Центральной Азии, создания
своих военных баз на территории бывших
советских республик в ЦАР. В октябре
2003 года у России появилась первая со
времен окончания Холодной войны
зарубежная военная база в городе Кант
(Киргизия), которая находится на расстоянии
30 километров от военной базы США. В
основу решения о создании базы было
положено действующее оглашение в рамках
Договора о коллективной безопасности1,
предусматривающего формирование
Коллективных сил быстрого реагирования.
В 2004 году Россия
открывает постоянную военную базу в
Душанбе (Таджикистан) на основе гарнизонов
201-й мотострелковой дивизии, дислоцированной
в республике после развала Советского
Союза и выполнявшей задачи по охране и
обороне государственной границы
Таджикистана.
Политическому
руководству Российской Федерации
удалось наладить двусторонние отношения
с Узбекистаном и воспользоваться
охлаждением между Вашингтоном и Ташкентом
после андижанских событий 2005 года. Тогда
узбекская сторона приняла решение о
выводе американской военной базы в
Карши-Ханабад. Российская сторона
предприняла ряд шагов в направлении
усиления военного сотрудничества с
Узбекистаном, и тогда некоторые эксперты
заговорили о скором открытии российской
военной базы в Карши-Ханабаде. Однако
в 2012 году Узбекистан вышел из Организации
договора о коллективной безопасности,
что наблюдатели связывают с какими-то
договоренностями узбекского руководства
с США. Сейчас вновь рассматривается
вопрос об открытии американской военной
базы на территории Узбекистана.
По всей
вероятности, США включат Ташкент в
список стратегических союзников и
окажут стране финансовую и военную
помощь. Также не исключено, что Вашингтон
возьмет на себя некие гарантии
безопасности. Для американцев такое
развитие событий было бы очень выгодным,
ведь Америка всеми силами пытается
сохранить свои позиции в Центрально-Азиатском
регионе2
и использует для этого, в том числе, свои
военные базы.
Уйдут ли американцы или нет?
Часть политического
истеблишмента в самих Соединенных
Штатах Америки склонна считать, что
Вашингтону целесообразнее покинуть
Центрально-Азиатский регион. Другая
часть стоит за то, чтобы сохранить
присутствие в ЦАР, используя для этого
или сеть небольших военных баз,
рассредоточенных по разным странам
региона, или несколько баз, но крупных.
В случае, если
военно-политическое руководство США
примет решение сохранить свое военное
присутствие в регионе и оставить на
территории некоторых стран военные
базы (не важно, какие по размеру), остается
главный вопрос, а как долго эти базы
будут функционировать. Ответ зависит
как от развития внутриполитической
ситуации в странах региона (с учетом
угроз и вызовов после вывода американских
войск с территории Афганистана), так и
от позиции основных противников
нахождения на территории ЦАР американских
военных баз – России и Китая (а также в
некоторой степени консолидированной
позиции стран-участниц Шанхайской
организации сотрудничества).
На сегодняшний
день сторонники сохранения военного
присутствия США в Центрально-Азиатском
регионе апеллируют к неспособности
местных властей самостоятельно
противостоять угрозам распространения
терроризма и экстремизма. При этом они
подчеркивают, что регион богат полезными
ископаемыми (нефтью и газом), что в свою
очередь заставляет Америку проводить
энергичную политику, чтобы уменьшить
нефтегазовую зависимость своих союзников
в Европе от России.
С большой долей
вероятности можно предположить, что
американские военные базы останутся в
некоторых центральноазиатских странах.
Этому будут способствовать, прежде
всего, сами страны ЦАР, так как их
внешнеполитическую ориентацию можно
расценивать как «многовекторную», что
говорит о готовности политического
руководства центральноазиатских
государств к временным альянсам в
отдельных сферах сотрудничества,
балансированию и маневрированию между
различными геополитическими центрами
силы. Яркий пример такой политики
демонстрирует Узбекистан, руководство
которого в 2005 году добилось вывода
американской военной базы после жесткой
критики в свой адрес после событий в
Андижане, а в 2012 вышла из состава ОДКБ
в обмен на возможную финансовую помощь
со стороны тех же США. В качестве еще
одного примера может служить ситуация
в Киргизии, где в непосредственной
близости находятся два военных объекта
– российский и американский.
В пользу
сохранения военного присутствия говорят
большие объемы нефти и газа на территории
стран ЦАР, а также строящиеся и планируемые
к строительству нефтяные и газовые
трубопроводы, с помощью которых
планируется уменьшить зависимость от
поставок российских энергоносителей
в страны Европы.
1
В Организацию Договора о коллективной
безопасности в 1992 году вошли Армения,
Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан
и Узбекистан. Договор был подписан 15
мая 1992 года в Ташкенте.
2
В последнее время Вашингтон стал
проявлять желание вступить в Шанхайскую
организацию сотрудничества в качестве
партнера по диалогу. С. Лузянин
«Возможность изменения ситуации в
Афганистане».
Комментариев нет:
Отправить комментарий